Женщины «кислые» и «горькие»: а вы какая?
- Мне доктор порекомендовал.
Так. Чем дальше, тем страньше.
- А какой доктор?
- Гинеколог.
Прошло несколько лет. Теперь я очень умная и сразу задаю ключевой вопрос:
- А в каком штате вы жили?
Да-да, не удивляйтесь. Пробовать свои выделения – нормальная рекомендация для пациенток в США. Дело в том, что у здоровой женщины среда во влагалище кислая (рН 3.5-4.5). Если выделения становятся более щелочными, наши вкусовые рецепторы распознают это как «горькое». Америка – богатая страна, но деньги там считать умеют. Отсюда и такие «дикие» рекомендации.
Почему плохо иметь «горькие» выделения?
Под воздействием эстрогенов в клетках влагалища женщины происходит накопление «вкусного и полезного» гикогена. Постоянные обитатели нашего влагалища – хорошие и добрые лактобактерии – «питаются» гликогеном, а в процессе «питания» вырабатывают молочную кислоту. В кислой среде другие микробы чувствуют себя очень неуютно, не могут размножаться и не в состоянии навредить лактобактериям. Так что идея проста: «кислая женщина» - здорова, «горькая» - к специалисту. Есть более цивилизованный способ убедиться в собственной «кислости» - влагалищная рН-метрия. Подойдут любые индикаторные полоски, которые мы в детстве использовали на уроках химии.
Еще один очень важный аспект: кислая среда во влагалище женщины способствует сохранению нашего вида – Homo sapiens. Только самый сильный и красивый сперматозоид, несущий идеальный генетический материал, может прорваться через смертельно опасную кислую среду влагалища и оплодотворить яйцеклетку. Вот почему всем женщинам, планирующим беременность/вступающих в диагностические программы по бесплодию, так важно восстановить нормальные микробные взаимоотношения во влагалище и «правильную» кислотность.
«Плохие» выделения и «хорошие» мазки
-У меня выделения. То появляются, то исчезают. Иногда немного чешется. Половой партнер постоянный. На инфекции сдавала тысячу раз – ничего не находили. Мазки всегда хорошие. Гинекологи говорят – у вас все в порядке, зачем вы к нам ходите. Я уже думаю, вдруг я ненормальная.
Знакомьтесь – бактериальный вагиноз (БВ).
БВ – это невоспалительное заболевание влагалища, при котором вместо хороших лактобактерий во влагалище живут полимикробные ассоциации.
По данным разных авторов, бактериальным вагинозом страдает каждая четвертая женщина на планете. В большинстве случаев, заболевание протекает бессимптомно. Самый яркий признак БВ – выделения с «рыбным» запахом - встречается у 10-50% пациенток.
БВ – причина раннего прерывания беременности, преждевременных родов, хориоамнионита, послеродового эндометрита, послеоперационных осложнений после гинекологических операций, воспалительных заболеваний малого таза у женщин. При БВ увеличивается риск инфицирования ВИЧ – инфекцией, онкогенными ВПЧ и другими половыми инфекциями.
Мой муж – негодяй?
Не обязательно. В 2005 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отнесла бактериальный вагиноз к эндогенным инфекциям репродуктивного тракта человека. Эндогенный – возникший от внутренних причин.
Споры о причинах БВ продолжаются более 40 лет и не умолкают по сей день. До недавнего времени считалось, что бактериальный вагиноз связан с присутствием во влагалище вагинальной гарднереллы. В нашей многострадальной стране до сих пор проводится лечение «гарднереллеза» на основании выявления оной гарднереллы во влагалище методом ПЦР. Ни для кого не секрет, что болезни «гарднереллез» не существует, а Gardnerella vaginalis имеет полное право присутствовать во влагалище совершенно здоровых женщин.
Причины БВ неизвестны, но к предрасполагающим факторам относят:
- смена полового партнера,
- новый половой партнер у вашего постоянного полового партнера,
- случайные половые связи
- спринцевания и влагалищные души, выполняемые с любой целью. И опять напоминаю: спринцевание – это не гигиена, не Контрацепция и не лечение!
- использование медьсодержащих внутриматочных спиралей,
- перенесенные половые инфекции - хламидиоз, гонорея, трихомониаз.
Невозможно "заразиться" БВ при посещении туалетов, плавательных бассейнов, используя постельные принадлежности. Безусловно, играют какую-то роль:
- изменения и нарушения гормонального фона (нерегулярная половая жизнь, беременность, роды, аборты, любые виды нарушений цикла, половое созревание, климакс, применение гормональных контрацептивных и лекарственных средств);
- частое применение спермицидов в контрацептивных целях (помните, что многие презервативы так же имеют спермицидную обработку);
- прием антибиотиков (длительный или повторные курсы);
- заболевания кишечника (частые запоры, поносы);
- нарушение правил личной гигиены (неправильное использование тампонов и ношение тесного синтетического белья создают благоприятные условия для роста бактерий,);
- стрессы и переутомления;
- смена климатической зоны.
{PAGEBREAK}
Кто-кто во влагалище живет?
Когда-то давным-давно, возможно в 1887 году немецкий гинеколог Альберт Додерлейн исследовал микрофлору влагалища. На протяжении почти 100 лет считалось, что во влагалище здоровой женщины обитают палочки Додерлейна. Потом оказалось, что кроме собственно палочек - ацидофильных лактобактерий (Lactobacilli spp.) и бифидумбактерий, - там живут еще и кокки (Peptostreptococcus spp.) Память немецкого исследователя решили уважить, смесь микроорганизмов в норме носит название микрофлора Додерлейна.
Однако не все так просто. Влагалище женщины – это орган, сообщающийся с внешней средой (как рот, или ухо). Поэтому посещение влагалища различными инфектами из внешней среды неизбежно. Кто-то приходит во время половых контактов, кто-то во время гигиенических процедур, а кого-то приносит из соседних органов. Большинство «гостей» погибает сразу, кто-то задерживается ненадолго, некоторые представители могут проживать постоянно, но серьезно ущемлены в правах – их размножение сурово ограничивают различные механизмы защиты организма женщины. Таких гостей принято называть «транзиторной микрофлорой».
Таким образом, во влагалище здоровой женщины можно обнаружить массу транзитных пассажиров:
- Gardnerella vaginalis
Bacteroides species (включая Bacteroides melaninogenicus, Bacteroides vulgaris)
- Fusobacterium species (включая Fusobacterium nucleatum)
- Mobiluncus species
- Prevotella sp
- Leptotrichia species
- Veillonella species
- Peptococcus species (включая Peptococcus anaerobius, Peptococcus prevotii, Peptococcus variabilis)
- Peptostreptococcus species
- Mycoplasma hominis
Atopobium vaginale
Porphyromonas spp
- Sneathia sanguinegens
- Porphyromonas asaccharolytica
- Megasphera sp.
Clostridium phylum
И я перечислила не всех, и выговариваю уверенно только половину. Не расстраивайтесь, девочки! Самое главное, что в небольших количествах эти страшные микробы никому не мешают, а наоборот, живут в мире и согласии с микрофлорой Додерлейна.
Но если по какой-то причине количество «правильных» микробов во влагалище снижается, вот тут они выходят на первый план и доминируют во влагалище. Молочную кислоту никто не вырабатывает, влагалищная среда ощелачивается, появляются неприятные выделения.
Если в половые пути женщины попадают настоящие враги – хламидии, гонококки, трихомонады, генитальные микоплазмы – они ведут себя, как истинные агрессоры, уничтожая защитников влагалища - лактобациллы с помощью выработки различных экзотоксинов и освобождая себе жизненное пространство для размножения. Нередко в союзники к ним присоединяется транзиторная микрофлора - щелочная среда нужна им для дальнейшего размножения.
Влагалище становиться беззащитным перед внедрением и размножением транзиторной и патогенной микрофлоры.
Как поставить диагноз?
В 1983 году Амсель предложил критерии постановки диагноза, которыми мы пользуемся до сих пор. Если у пациентки есть хотя бы три признака, диагноз БВ считается доказанным:
- обильные гомогенные, бело-серые выделения с неприятным запахом (нужен осмотр в зеркалах);
- рН влагалища > 4,5 (нужна индикаторная полоска);
- появление рыбного запаха при добавлении к выделениям из влагалища 10% КОН (запах часто слышен без всяких анализов);
- обнаружение в мазке «ключевых клеток».
«Ключевые клетки» (clue cells) – это самые обыкновенные клетки влагалищного эпителия, к которым «прилипли» различные микробы. Они совсем не похожи на ключ, в англоязычной литературе "clue" - ключ - обозначает важный специфический симптом (по-русски – «ключ к разгадке»).
Важной характеристикой БВ является отсутствие воспалительной реакции (помните, «невоспалительное» заболевание влагалища). Количество лейкоцитов во влагалищных мазках весьма незначительно. Если доктор в лаборатории увидел больше 10 лейкоцитов в поле зрения, диагноз БВ становится весьма сомнительным – надо искать дальше.
Чем больше мы узнаем о биоценозе влагалища, тем понятнее становится, что знания наши ничтожны. Состав микроорганизмов, населяющих женский организм, уникален для каждой женщины и зависит не только от ее возраста, но и от образа жизни. Это хорошо сбалансированная, устойчивая система, которая может включать более ста видов различных бактериальных микроорганизмов, основными из которых в норме являются лактобактерии. У здоровых женщин вагинальная флора характеризуется стабильностью и способностью к саморегуляции.
Несмотря на кажущуюся простоту, диагностика бактериального вагиноза остается серьезной проблемой. Десятки лет ученые всего мира ищут специфические маркеры БВ. Сложность в том, что большинство микроорганизмов, населяющих влагалище, не желает расти на питательных средах. ПЦР запросто определяет в материале даже ничтожное количество микроорганизмов, но, как оказалось, в ничтожном количестве жить во влагалище позволено многим. С некоторых пор, для оценки влагалищного биоценоза применяют «Фемофлор».
«Фемофлор» – это уникальная технология, основанная на использовании полимеразной цепной реакции (ПЦР) «в режиме реального времени». Важно, что анализ проводится количественно, с определением общего количества населения влагалища и каждой ее фракции. Какую часть биотопа составляют лактобактерии, а какую "нацменьшинств"а, можно посмотреть на графике. Полная количественная характеристика нормальной и условно-патогенной флоры урогенитального тракта у женщин позволяет грамотно оценить биоценоз, выбрать адекватную тактику лечения и провести контроль эффективности терапии.
При использовании диагностического комплекса «Фемофлор», можно добиться значительных успехов в лечении рецидивирующих и плохо поддающихся терапии форм заболевания. То, что раньше считалось «золотым стандартом» лечения, оказывается совершенно неэффективным, если в биотопе выявляются группы микроорганизмов, устойчивых к стандартным подходам.
Mobiluncus spp. - устойчив к метронидазолу;
Mycoplasma hominis - устойчива к метронидазолу, азалидам и макролидам;
Mycoplasma fermentans - устойчива к метронидазолу и кларитромицину;
Mycoplasma genitalium - устойчива к метронидазолу и слабочувствительна к клиндамицину;
Atopobium vaginae - устойчив к метронидазолу;
Leptotrichia species - устойчива к метронидазолу и клиндамицину.
А мужу что попить?
Стремление российских гинекологов к лечению мужчин понять очень трудно. С какой, спрашивается, стати гинеколог назначает лечение одному человеку на основании результатов обследования другого человека. И какой диагноз устанавливает гинеколог в этом случае? «Муж беременной Ивановой»? «Постоянный половой партнер Уткиной»? Я даже не хочу останавливаться на такой «мелочи», как возможная лекарственная аллергия, сопутствующие заболевания, прием лекарственных средств по поводу другого заболевания/состояния.
Несмотря на то, что БВ не относится к заболеваниям, передающимся половым путем, прогуляться к урологу мужчине стоит. Мужская уретра, в отличие от здорового женского влагалища, имеет более щелочную среду, что является благоприятным фактором для обитания и размножения транзиторной влагалищной микрофлоры. Однако, не все мужчины подвержены заражению. Чаще проблемы возникают у больных хроническим простатитом, у тех, кто в прошлом перенес хламидийную или гонококковую инфекцию и у любителей местных антисептиков (мирамистин, хлоргексидин).