Женский рак: история одной интернет-консультации

Она умерла. Я знала, что шансов у нее не было: ни в России, ни в Израиле. Прошло столько времени, а я нет-нет да вспоминаю женщину, которую никогда не видела. Интернет – великий мистификатор, мы никогда не знаем, кто на самом деле находится по ту сторону монитора, но я верю - нет, я знаю - что она была именно такой: сильной, энергичной, яркой.

 

Женщина плачет


Вопрос в интернет-консультации:

 
«У меня кровянистые выделения из влагалища. Мне поставили предварительный диагноз -Дисфункциональное маточное кровотечение климактерического периода. Миома матки. УЗИ малого таза от 02.07.2011 - матка 132х92х133, полость матки расширена до 39 мм с инфильтрацией передней и задней стенок. Придатки четко не визуализируются. Справа объемное тубоовариальное образование объемом 102см3, слева 163 см3. Измененные параметральные л/узлы. Заключение: патология эндометрия, образования в области придатков. Клин.анализ крови от 02.07.2011-Нв 113 г/л, эритроц-4,9, лейк-13,5, пал-15, СОЭ-15мм/ч. Рентгеноскопия органов грудной клетки от 02.08.07- патологии не выявлено. Общ анализ мочи от 02.07.2011- 1026, кисл, белок-0,4, сахар-отсутс, лейк-60-64 в поле зрения, эритроц-80-85 неизмен. Коагулограмма от 02.07.2011 протромбиновый индекс-83%, МНО-1,19, АЧТВ-45,7, тромбиновое время-20,5, фиброген-3,0, фибринолиз-более 5 часов. Биохимический анализ крови от 02.07.2011: мочев-8,6, креат-152, глюк-5,7, белок-83г/л, альбумин-49г/л, АСТ-16Е/л, АЛТ-9Е/л, ЩФ-411, железо-3,4, общ.билл-14,1, холестерин-8,18. 03.07.2011 произведена попытка РДВ, операция технически не возможна из-за выраженной инфильтрации передней стенки влагалища. Взят биоптат тканей из передней стенки влагалища, материал послан на гистологическое исследование, взяты цитологические мазки. Гистология показала (6.07.2011): МАКРО-рыхлые темно-бурые свертки и сероватые крошковидные фрагменты ткани. МИКРО: Среди крови встречаются единичные очень мелкие фрагменты опухолевой ткани, по своему строению наиболее соответствующей стромальной саркоме. Стромальная эндометриальная саркома. СА125 при норме 35 у меня 94, кроме того, я страдаю ожирением. Какие у меня шансы?»
 

Мой ответ:
«Вам предстоит много сложной работы. Ни в коем случае не тяните - тянуть давно уже некуда. Многое зависит от вас - от вашего настроя на выздоровление, от того, как вы будете переносить лечение. Это очаянная болезнь, и она требует отчаянных средств - лечение онкопатологии требует мобилизации всех ресурсов вашего организма и помощи близких. Вы найдете единомышленников и экспертов на Русском Онкологическом форуме. Удачи вам, держитесь:))»


Вопрос:
«Вы мне не ответили. Приблизительно, что меня ожидает? В больницу меня кладут в следующий понедельник. Правда ли, что еврейки подвержены раковым заболеваниям чаще других и почему? Мне просто доктор сказал: «О, милочка, ты еврейка! Тяжело тебе придётся».

Ответ:
«Нет, саркомы не связывают с национальностью, хотя доказано, что у евреек-ашкенази в генотипе часто встречаются патологические аллели по ВДКН, раку молочной железы и яичников. Не хочется вас как-то неправильно сориентировать (по вашему описанию, это IIIC), но я надеюсь что вас прооперируют (объем - экстирпация матки с придатками, резекция большого сальника, возможно резекция 2/3 влагалища), а дальше - химиотерапия. Возможно проведение химио-лучевого лечения, или отдельным этапом - лучевого. Могут предложить начать с нескольких курсов химии, а затем перейти к операции. Это очень длительный и многоступенчатый процесс».

Вопрос:
«Тогда, доктор, грудь у меня тоже проблемная. Результаты маммографии: "Кожа, соски, ареолы не изменены. Структура представлена сильно выраженным железистым, фиброзным, жировым и соединительно-тканным компонентами. На этом фоне в обеих молочных железах определяются множественные очаговые тени от 0,3 до 1,0 см в d, с ровными четкими контурами. В левой молочной железе определяется образование 4 см в d, с неровными контурами. Заключение: диффузная фиброзно-кистозная мастопатия, подозрение на рак левой молочной железы". Прямо не знаю, как быть настроение жуткое»

Ответ:
«Плохо. Пока непонятно - то ли первично-множественный рак (это два разных рака сразу), то ли метастазы. К сожалению, скорее первое».

Вопрос:
«Я опять пристаю. Но какие прогнозы в моём случае, сколько мне осталось?»

Ответ:
«Прогнозы в онкологии – дело неблагодарное. У меня слишком мало информации, для того чтобы хоть как-то оценивать ваши шансы. Всестороннее обследование, объем оперативного вмешательства, результаты гистологического исследования всего удаленного материала, сопутствующая патология, переносимость химиотерапии и лучевой терапии – все это серьезно влияет на прогноз. Очень важен ваш настрой и вера в благоприятный исход. Выживают те, кто хочет и может бороться».

Вопрос:
«Спасибо доктор. Вы мой лучик света и надежды. Я буду счастлива, если ваши слова оправдаются. Будем молиться и бороться. Ещё два вопроса: 1. Меня кладут в центр Блохина. Кого бы вы мне там посоветовали маммолога-онколога и онкогинеколога? Стоит ли лечиться там, или поехать в Израиль? 2. Как уберечь трех дочерей от этого ужаса? У старшей уже обнаружили кисту яичника, прооперировали».

Ответ:
«Метаться ни в коем случае не надо! РОНЦ - самое солидное учреждение в РФ. Вас обязательно посмотрят на консилиуме и все решения будут принимать коллегиально. В отношении девочек - единственный разумный метод профилактики это РЕГУЛЯРНОЕ наблюдение. Ежегодно - цитология+кольпоскопия+УЗИ ОМТ + маммография/УЗИ молочных желез. Сегодня можно сделать молекулярно-генетическое исследование на носительство мутаций в генах BRCA 1/2. Эти мутации ответственны за наследственные раки яичников и молочной железы. НО! В случае выявления мутаций, адекватной мерой профилактики является профилактическая мастэктомия и овариоэктомия (удаление яичников и молочных желез) сразу после реализации репродуктивной функции. Если мутации не выявлены, это не исключает вероятности развития опухолей данных локализаций другой природы. Держитесь, сил вам и удачи».


Вопрос:
«Спасибо, я постараюсь не раскисать. Моих девочек я с юности научила приёмам самообследования, а себя запустила. Работа такая, у меня крупный строительный бизнес. Времени нет совсем. Но профилактические операции делать очень страшно, они слишком красивые. Можно ли как то иначе? Обязательно ли то, что у них будет рак?»

Ответ:
«Самообследование молочных желез не улучшает раннюю диагностику - только наблюдение с использованием современной аппаратуры: маммография, УЗИ и т.д. Профилактические операции – это шаг отчаяния. Такой выбор делают женщины, похоронившие мать, бабушку, тетку, сестру…»


И снова Она, и снова:

А это уже писала не Она:
«Здравствуйте! Я Роза, дочка Миры Исааковны. Мама перенесла операцию, состояние сейчас стабильное, средней тяжести. Врачи говорят, что всё прошло нормально. Мама просто просила, чтоб я Вам написала об этом, потому, что вы очень здорово её поддержали в трудные дни. Хранит Вас Всевышний».

Меня часто спрашивают, что я думаю по поводу интернет-консультаций. Разное думаю. Медицина – не точная наука. Не видя пациента, не зная полного объема информации, можно такого наконсультировать, что о-го-го. Обижаются пациенты. Расстраиваются, что ничего конкретного не сказано, лечение не назначено, совет дан какой-то неудобный.
Один из основополагающих постулатов медицинской этики - Primum non nocere  (не навреди). Именно об этом помнит заочный консультант, выискивая в вопросах крупицы информации, отсеивая шелуху эмоций.