Осторожно, талантливый ребенок!
Существует такое понятие как «вундеркинды» - талантливые дети, маленькие гении. Ученые давно пытаются разгадать их феномен, но детская одаренность пока еще во многом остается загадочной…
Британец Оскар Ригли – трехлетний мальчик. В два года он прославился своим потрясающим интеллектом. В информационном центре по работе с одаренными детьми в городе Солихалле специально измерялся уровень IQ маленького Оскара. Оказалось, что он превышает 160. То есть мальчик оказался на равных с Альбертом Эйнштейном, а также с еще одним гениальным физиком Стивеном Хоукингом.
По словам родителей, их сын выделялся уже в 12 недель от роду. Мальчик поражал окружающих своим словарным запасом, а еще тем, что говорил сложными предложениями. Так, например, Оскар рассказывал своей маме о репродуктивном цикле у пингвинов.
Казалось бы, в чем проблема? Но она есть, как минимум одна. По словам специалистов, наблюдающих мальчика, с таким огромным умственным потенциалом Оскару будет нелегко выстраивать отношения с родителями, не говоря уже о детях вокруг. Очень скоро никто из них не сможет поддерживать общение с малышом на необходимом ему уровне.
Талантливый ребенок: откуда он?
В научной психологии различают два типа одаренности детей: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, его представители поражают всех своими энциклопедическими знаниями. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они резко выделяются из толпы. Любопытно, что если человек одарен творчески, у него всегда высокий интеллект. А вот интеллектуал, в свою очередь, может быть напрочь лишен творческих способностей.
Вообще, считается, что десятая часть всех людей на свете обладает развитием выше среднего. Но собственно вундеркиндов только около 0,5%. из них. По поводу их гениальности существует немало гипотез. Предполагается, например, что высокий талант определяется повышенным уровнем гормонов в гипофизе, надпочечниках и некоторых других железах. По другой версии, причина может заключаться в колебаниях геомагнитного поля Земли - в том, с какой интенсивностью его волны влияют на плод в чреве матери.
Одаренный и… двоечник?
Нередко талантливые дети очень плохо ассимилируются в школе. Бывает так, что у ребенка очень высокий интеллект и способности. Но при этом он не может сидеть спокойно на уроках - отвлекается, его внимание рассеивается, и чем дальше, тем больше проблем. Если и ваш ребенок не может сидеть спокойно на уроках при том, что у него блестящие наклонности, - значит, для него придется составлять специальный режим. А еще уделять особое внимание укрепляющим гимнастикам и закаливающим процедурам.
Кроме того, если ребенку очень трудно сосредоточиться во время занятий, специалисты рекомендуют проверить, все ли у него в порядке со слухом и зрением, правильно ли он воспринимает все написанное и услышанное. Так что не лишим будет пройти тестовое обследование у специалистов. А чтобы понять, насколько ребенок готов к учебе психологически – можно проконсультироваться у психиатра или психоневролога.
Независимо от того, трудно сосредоточиться ребенку на занятиях или нет, его ни в коем случае нельзя ругать и вешать на него ярлык «лодыря» или «бестолочи». Эксперименты показали, что даже у детей, страдающих такими серьезными нарушениями как дислексия (неспособность овладеть чтением) и дисграфия (неспособность овладеть письмом), практически не бывает умственных расстройств. Более того, часто у детей с диагнозами «дислексия» и «дисграфия» обнаруживаются высокие интеллектуальные способности, тонкий слух и восприимчивость к художественным вещам.
Не отчаивайтесь, если ребенок постоянно делает ошибки. Возможно, в нем дремлют нераскрытые таланты. К примеру, многочисленные исследования показали, что:
- если у ребенка при чтении возникают проблемы с гласными О, А, У, если он «теряет» в тетради возвратные частицы – в нем может таиться склонность к дизайну и архитектуре;
- если «выпадают» причастные и деепричастные обороты, не складываются отношения с «мягкими» гласными Я, Ю, Е, то, возможно, в ребенке живет талант садовода, флориста;
- если главный дефект – неспособность разделить фразу по смыслу, поставить, где надо точку – значит, у ребенка могут быть способности находить общий язык с животными;
- если он путает твердые и мягкие, шипящие и свистящие, - в нем наверняка имеются задатки фотографа или художника.
Гениальность – тяжелая ноша
Научно доказано, что в целом, гении живут на четырнадцать лет меньше, чем их современники. И, как ни грустно, около 90% вундеркиндов рано или поздно становятся обыкновенными людьми – заурядными и ничем не примечательными. Как правило, это происходит, когда ребенок понимает, что он не один такой исключительный, есть и другие. Для его нервной системы это может быть таким стрессом, что она блокируется и все, развитие останавливается, наступает так называемый кризис одаренности.