Загадочный детский диагноз - ММД

Малыш все время отвлекается, не может сосредоточится, чрезмерно активен, упрям и с трудом поддается на уговоры. 

 

Такие дети всем хорошо знакомы. Если это не собственные дети, то наверняка они есть у друзей или родственников, среди приятелей сына или одноклассников дочери.


Их очень много, не менее 20%, а медики и педагоги говорят - еще больше. Они доставляют беспокойство родителям и окружающим с самого раннего возраста - крикливые, с трудом засыпающие, с плохим аппетитом и частыми поносами.


Минует год, два, три, а ребенок продолжает быть капризным, часто кричит, много и бесцельно двигается, сон и аппетит не налаживаются, прибавка в весе отстает от нормы. С трех лет уже начинают нервировать и другие моменты: родное дите быстро устает даже от небольшой нагрузки - например, после непродолжительной игры или после того, как ему недолго читали сказку.


Малыш все время отвлекается, не может сосредоточится, чрезмерно активен, упрям и с трудом поддается на уговоры. К тому же, он мочится в постель, да и следы кала часто на трусиках обнаруживаются. Особенно туго приходится в детском коллективе - и воспитатели руки разводят и родители справиться не могут.
Однако, постепенно шероховатости характера сглаживаются. Правда имеют место некоторые отставания в развитии речи, словарный запас не велик, по-прежнему ребенок не усидчив и рассеян, но в целом все терпимо.


А в школе - опять проблемы. Вроде бы и умный ребенок, а материал усваивает плохо, не может сосредоточиться, учителя постоянно жалуются на поведение - упрям, непослушен, дерзит, не ладит со сверстниками, раздражителен, иногда агрессивен, задирается. Да и здоровье оставляет желать лучшего - то сосуды шалят (обмороки, давление скачет), то вдруг боли в животе, то аллергия.


Однако все это покажется цветочками в сравнении с тем, что случается когда ребенок становится подростком.


Теперь конфликты - явление постоянное: с родителями, с учителями, с одноклассниками. Ничего ему, непутевому, не нужно, никакой ответственности и мыслей о будущем. Учеба - побоку, то ли дело выпить чего покрепче, а может - и наркотиками побаловаться. И никакой управы найти нельзя, никаких доводов слушать не желает, и никто ему не указ.


Вот вам один из вариантов портрета ребенка, особенности которого с 60-х годов стали считать проявлением минимальной мозговой дисфункции (ММД). Этим термином обозначают не грубые нарушения в работе центральной нервной системы, сказывающиеся на поведении и способности к обучению.


И у здоровых детей могут встречаться какие-либо из перечисленных симптомов. Но когда они присутствуют все вместе, это показатель того, что состояние здоровья вышло за границу нормы.


По данным исследований, ММД - самая распространенная форма нервно-психических нарушений в детском возрасте. ММД - это не следствие ошибок воспитания и не проявление оригинальных особенностей ребенка, а результат поражения головного мозга в перинатальный период.


Родовая травма или гипоксия мозга могли задержать развитие префронтальных зон лобных отделов головного мозга. Тех самых зон, которые отвечают за память, внимание, восприятие, формирование социального поведения.


По общему уровню интелектуального развития дети с ММД находятся в пределах нормы, а иногда и превышают ее, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. То есть им трудно приспособиться к правилам социальной жизни, взаимоотношений с учетом которых обысно строят свою жизнь люди.


Дети с ММД с трудом могут организовывать и планировать свои дела, теряются даже в простых ситуациях, плохо контролируют свое поведение. Наиболее часто в клинической картине ММД встречаются три синдрома:


1. Дефицит внимания:
с трудом поддерживает внимание при выполнении заданий
не в состоянии выполнить задание до конца, избегает заданий, которые требуют достаточно длительной сосредоточенности
при выполнении заданий или игр легко отвлекается на посторонние раздражители
часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях, теряет предметы
нередко не обращает внимание на то, что ему говорят.


2. Гиперактивность:
не умеет и не хочет играть в тихие, спокойные игры
постоянно находится в движении, бесцельно и непрерывно бегает, крутится и ерзает, проявляет любопытство, в том числе и при прямом запрете
не может сидеть спокойно, когда это нужно или когда об этом просят
в условиях вынужненного ограничения движения совершает бесцельные действия кистями и стопами


3. Импульсивность:
отвечает на вопрос не задумываясь, часто - не дослушав его
во время разговоров, игр, занятий что-то постоянно выкрикивает, мешает другим детям и взрослым, назойливо вмешивается в деятельность других людей - взрослых и сверстников
часто вступает в драки
может совершать опасные для себя и окружающих поступки, не в полной мере осознавая последствия и не в достаточной степени контролируя себя
не способен гасить первые побуждения, действует не подумав, не умеет ждать.


По материалам книги Тараса Проценко "Как сохранить мозг здоровым"