Учёные: Разговор с ребёнком на равных меняет его формирующийся мозг
Научные сотрудники Массачусетского технологического института в США (MIT) провели исследование, выяснив, что разговор взрослого с ребёнком на равных меняет его формирующийся мозг. Эксперимент учёных состоял из двух этапов, в каждом из них принимали участие дети в возрасте 4-6 лет.
Первая часть исследования заключалась в работе с испытуемыми под контролем функциональной МРТ. Выяснилось, что существуют значительные различия в ответных реакциях мозга на язык в зависимости от того, какая степень участия в разговоре отводилась ребёнку. В частности, происходили изменения в активности нейронов в зоне коры, имеющей важнейшее значение для производства и обработки речи. Иными словами, количество ходов в беседе с детьми напрямую воздействует на физиологию мозга и их языковые навыки, образуя новые нейронные связи. Они крайне важны для эффективного развития речевых навыков и дальнейшего успешного освоения школьной программы, формирования логического мышления, развития интеллекта.
На втором этапе эксперимента учёные выяснили, что вышеописанный принцип развития мозга касается детей из любой семьи, вне зависимости от уровня достатка, образования или словарного запаса её членов, поскольку участниками исследования стали малыши, воспитывавшиеся в различных социальных и экономических условиях. Специалисты, наряду с МРТ, применили в опыте систему анализа языковой среды (LEA), записывавшую каждое слово, которое произнёс или услышал ребёнок. По прошествии двух дней сбора сведений программа провела количественный анализ использованных за указанный промежуток времени слов и разговорных переходов между детьми и взрослыми. В конце исследования всем испытуемым было предложено пройти классические тесты на знание языка, в том числе его лексики и грамматики.
Учёные отметили, несмотря на то, что на детей из хорошо обеспеченных семей обрушивалось намного больше слов, если взрослые с более низкими доходами на постоянной основе вовлекали в беседу ребёнка, в его мозге происходила высокая активность, и у него формировались превосходные языковые навыками, вне зависимости от его социально-экономического статуса.
Первая часть исследования заключалась в работе с испытуемыми под контролем функциональной МРТ. Выяснилось, что существуют значительные различия в ответных реакциях мозга на язык в зависимости от того, какая степень участия в разговоре отводилась ребёнку. В частности, происходили изменения в активности нейронов в зоне коры, имеющей важнейшее значение для производства и обработки речи. Иными словами, количество ходов в беседе с детьми напрямую воздействует на физиологию мозга и их языковые навыки, образуя новые нейронные связи. Они крайне важны для эффективного развития речевых навыков и дальнейшего успешного освоения школьной программы, формирования логического мышления, развития интеллекта.
На втором этапе эксперимента учёные выяснили, что вышеописанный принцип развития мозга касается детей из любой семьи, вне зависимости от уровня достатка, образования или словарного запаса её членов, поскольку участниками исследования стали малыши, воспитывавшиеся в различных социальных и экономических условиях. Специалисты, наряду с МРТ, применили в опыте систему анализа языковой среды (LEA), записывавшую каждое слово, которое произнёс или услышал ребёнок. По прошествии двух дней сбора сведений программа провела количественный анализ использованных за указанный промежуток времени слов и разговорных переходов между детьми и взрослыми. В конце исследования всем испытуемым было предложено пройти классические тесты на знание языка, в том числе его лексики и грамматики.
Учёные отметили, несмотря на то, что на детей из хорошо обеспеченных семей обрушивалось намного больше слов, если взрослые с более низкими доходами на постоянной основе вовлекали в беседу ребёнка, в его мозге происходила высокая активность, и у него формировались превосходные языковые навыками, вне зависимости от его социально-экономического статуса.