Народного артиста СССР задушили в больнице


Казалось, что человеческому гению Николая Гриценко доступно абсолютно все. Увы, великий артист не смог покорить собственную память. 

В истории Театра им. Вахтангова имя Николая Гриценко вписано золотыми буквами - это действительно гениальный актер. Аристократ, офицер, шекспировский герой, старый рабочий завода по выпуску турбин, кавалерист-буденовец - все эти образы Гриценко исполнял виртуозно, он мгновенно преображался в любого персонажа. В жизни Николай Олимпиевич казался многим не слишком интеллектуальным, особенно после профосюзных собраний, где он иногда долго и бессмысленно выступал, постоянно перескакивая с одной темы на другую и ничего конкретно не сказав. Но достаточно было посмотреть книгу "Анна Каренина" из домашней библиотеки Гриценко, каждая страница которой содержит его пометки (артист готовился играть в одноименном фильме Зархи), как можно составить правильное представление об интеллекте Николая Олимпиевича. 



В конце жизни он столкнулся с самым страшным, что можно представить актеру - потерей памяти на фоне старческого слабоумия. Все начиналось с нетипичной для него забывчивости. Игравший главные роли Гриценко вдруг начал забывать текст. Специально для него работал суфлер, но он должен был говорить тихо - неслышно для публики. А Гриценко еще и стал плохо слышать. На одном из спектаклей отчаявшийся артист закричал прямо при зрителях суфлеру: "Громче, черт тебя побери! Я же ничего не слышу!" В фильме "17 мгновений весны", где немецкий генерал ведет долгий интеллектуальный разговор со Штирлицем в вагоне поезда, Гриценко читает текст с бумажек, которые аккуратно разложили и развесили перед ним в разных местах. 

Вторая жена Гриценко потребовала, чтобы артиста поместили в психиатрическую клинику. В ней он и провел последние месяцы жизни - в страхе, тоске, депрессии. Гриценко не понимал, где он, и что здесь делает. Однажды ночью он залез в холодильник, так как почувствовал голод. Оказалось, что он тронул чьи-то чужие припасы. Пациенты психушки по-тихому задушили гениального артиста. Через несколько дней он был похоронен на Новодевичьем кладбище. (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)